www.cc-r.ru

Способен ли гаражный бизнес приносить хороший доход? Как показало исследование ситуации в Москве, на этом рынке находит свою нишу и скромный частный инвестор, и большая строительная компания. Вопрос лишь в размерах вкладов и вариантах инвестирования. А также в том, учтет ли вкладчик специфические особенности гаражного сектора столицы и политику городского правительства.

Инвестировать в паркинги можно начинать с весьма скромных сумм. Классики советского кинематографа оказались провидцами, описав страсти по "домикам для машин" в фильме "Гараж". Ажиотаж вокруг подобных объектов с тех пор лишь нарастает: ежегодно парк частных авто прибывает на 5-7 % в год. На этом фоне активное строительство в городе ведет к дефициту площадок, а значит, к недостатку машино-мест и высокому спросу на них.

Некоторые считают гараж слишком дорогим удовольствием: его цена равна стоимости хорошей иномарки. Но на такую недвижимость можно посмотреть как на способ заработка и приумножения своих капиталов. Скажем, бокс можно купить и сдавать в аренду на протяжении многих месяцев или лет. Либо снять несколько гаражей и зарабатывать на субаренде. В конце концов, можно самостоятельно построить паркинг. Потому существует категория граждан - частных инвесторов. Есть целые компании - небедные, но принципиально вкладывающие средства в гаражи, хотя могли бы покупать квартиры. Задача других предпринимателей - инвестировать в недвижимость, и если не хватает на квартиры, они принимаются за операции с гаражами.

Дефицит и его последствия

Дефицит машино-мест: капитальных изолированных гаражей, паркингов в жилых домах, перехватывающих стоянок (где авто можно оставить на несколько часов) - держится в Москве много лет. Городские власти признают, что машины беспорядочно разбросаны по улицам не только потому, что стоянок на всех не хватает, но и потому, что не все они доступны для среднего кошелька.

В Москве много микрорайонов, заставленных домами из сборных панелей. Инвесторам - крупным строительным компаниям невыгодно сооружать гаражи в домах экономкласса. Кроме того, не каждая типовая серия технически приспособлена для устройства парковки. Потому до недавнего времени любой новый микрорайон страдал от недостатка таких площадок, и еще до прихода гаражных инвесторов граждане так или иначе решали свои проблемы сами. Потому возводить стоянки в сложившихся кварталах проблематичнее, нежели застраивать новый район комплексно, со всей полагающейся инфраструктурой.

О ценах и тенденциях

Эксперты утверждают, что на гаражном рынке, почти как в секторе торговой недвижимости, первостепенную роль играет расположение объекта. От соблюдения "правила трех L" - location, location и еще раз location - зависит, найдется ли арендатор или покупатель. Имеет значение, например, насколько вообще обеспечен округ, район или микрорайон парковками, каких типов стоянок особенно не хватает. В неменьшей степени цены зависят от качества и срока постройки гаража, а также от его типа (открытый или закрытый, капитальный или временный и т. д.).

Есть категория бизнесменов, которые специализируются на том, что скупают места у застройщика на нулевом этапе. Во время строительства боксы продают всем желающим по более высоким ставкам, но все же на 10-20% дешевле предложения застройщика. Законы гаражного рынка во многом повторяют закономерности сектора жилья.

Не все гаражи одинаково хороши

Когда неподготовленная Москва утонула в море частных автомобилей, столичное правительство и граждане от растерянности схватились за быстрое и дешевое решение проблемы - "ракушки". Они довольно долго оставались бизнесом, в том числе для городских властей, образуя целые муниципальные комплексы. Популярность, доступность, простота и дешевизна - вот их плюсы.

Стоимость такого объекта складывается из цены производителя, затрат на доставку, сборку и оформление разрешения на установку, а также зависит от престижности района размещения. Стоимость аренды зависит от кадастровой цены земли районе. Минус же этого вида гаражей заключается в том, что они недолговечны.

Изолированные капитальные гаражи на одну машину нередко продают по таким же ценам, что и места в паркингах свободной планировки. Последние порой позиционируют в объявлениях как изолированные боксы, хотя на самом деле являются частью многоуровневых комплексов.

Предлагают и механизированные парковки. Они представляют собой мобильные боксы, часто в несколько этажей, которые могут опускаться на землю (чтобы машина заехала в них) и подниматься. Они удобны, их можно даже пристроить к жилым зданиям. Это пример рационального использования территории. На площади, достаточной для стоянки двух авто, можно разместить 40 единиц техники. Подобное сооружение легко демонтировать и перенести на другое место.

Бизнес на элите

У паркингов в элитных домах есть свои нюансы. В отличие от домов бизнес-класса в элитках парковкой обязана руководить управляющая компания (их всегда создают в эксклюзивных и дорогих жилых зданиях). Боксы здесь также продают вне зависимости от квартир. Но предлагать их следует по законам рынка элитного жилья - только жильцам. Сдавать боксы в аренду эксперты не рекомендуют в принципе, поскольку тем самым можно нарушить понятие о безопасности клубного дома. Тем не менее часты случаи, когда жильцы, купившие мест больше, чем нужно, уступают их соседям.

Воплощением "временных" капитальных строений стали целые гаражные города. Большие территории, застроенные гаражами всех мастей, можно найти в спальных районах. Симпатичный кирпичный бокс в подобном городе - заманчивый вариант размещения.

Эксперты считают, что в гаражных городах продавец часто предлагает то, что ему не принадлежит. В аренду места здесь тоже сдают нелегально. Но ставки, как правило, ниже среднерыночных. Временные землеотводы выдают на срок от трех до пяти лет. У инвестора есть вариант воспользоваться временным землеотводом, невысокими ставками и попытаться быстро сделать бизнес на свой страх и риск.

Маленькая подсказка: существуют "временные" гаражи, которые никогда не будут снесены, пока сами не обветшают от старости. Это объекты в железнодорожной полосе или вдоль крупных автомагистралей, не подлежащих реконструкции.

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Июль 2018
 

Реклама

Интересное

Многие годы Кипр пользуется популярностью у наших соотечественников как прекрасное место отдыха. И, чем сильнее российская любовь к кипрским пляжам, тем больше россиян задумывается о покупке недвижимости на этом средиземноморском острове. Кипр входит в Евросоюз. При этом на Кипре одни из самых ни...